Когда я была маленькой, бабушка читала мне стихи Есенина вместо сказок.
Много и наизусть. Бабушка тосковала по Родной земле, по знакомым видам, а стихотворения Есенина были дня нее отдушиной и воспоминания о чем -то своем, личном.
Строка за строкой, так сплетались в кружево тонкие, чувственные строки, которые я помню наизусть и которые ассоциируются у меня с детством. Черешня, терриконы и Есенин — вот такое детство.
Для меня, человека земного и практичного, всегда было загадкой — как можно используя те же слова, что и все, создавать такие восхитительные, трогающие за потаенные струны человеческой души строки-
«Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. В первый раз я в себе заметил — Так я еще никогда не думал…»
Для себя я видела отгадку этого феномена в месте, где родился поэт и тогда я решила, что обязательно поеду в село Константиново Рязанской области, на родину Сергея Есенина, чтобы увидеть своими глазами воплощение природы, которая вдохновила поэта на гениальные стихотворения.
«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты- в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза…»
Ехать в Константиново я хотела почему -то только золотой осенью. Эта осень подошла по всем требованиям — и золотом угодила, и солнцем.
Путешествуем на машине мы всегда втроем — я, муж и сын 10-ти лет.
С Москвы до Константиново ехали на машине быстро, дорога не дальняя, пейзажи красивые, глаза радующие.
Приехали мы в Константиново и обомлели — десятки машин и автобусов, сотни людей приехали посмотреть на маленькую Родину великого Поэта. Молодые люди на перебой друг другу цитировали строки стихотворений, кто- то напевал романсы на слова Есенина.
А как не читать, как не петь, когда вокруг такая красота. Когда самые простые и привычные русскому человеку березы, река, поле становятся главными героями стихотворений-
«Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.»
Перед нами раскинула свои берега река Ока, в ней отражалось небо, которое меняло свои краски и настроение каждые 10 минут. Мы шли вдоль Оки, проходили мимо берез и рябин, шли бод большим рязанским небом и любовались простой и величественной природой.
Пройдя вдоль реки мы свернули к белокаменному храму Казанской Божьей Матери. Этот храм был построен в 1800 году. В нем крестили Сергея Есенина в 1895 году. Недалече от храма жил священник Иоанн Яковлевич Смирнов. Будущий поэт частенько приходил в дом настоятеля. Когда наступало лето к священнику приезжали племянники Коля и Аня Сардановские. Изуающие биографию С. А. Есенина утверждают, что именно ее инициалы были им использованы для «Анны Снегиной».
Напротив храма находится маленький, словно игрушечный, дом в тени больших деревьев.
Это и есть дом родителей Сергея Есенина. В доме простое убранство. На стенах семейные фотографии.
Все содержится в прекрасном состоянии, очень порадовали работники музея, которые отвечали на все возникающие в процессе осмотра дома вопросы.
Наступил черед дома той самой Лидии Кашиной, которая занимала свое особое место в сердце поэта. Сейчас это музей поэмы «Анна Снегина».
Хозяином усадьбы был вдовец Иван Петрович Кулаков. Он самостоятельно воспитывал сына Бориса и дочь Лидию. После его смерти дети унаследовали усадьбу. Там и познакомился Сергей с Лидией.
«…Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было 16 лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!»
Недалеко от усадьбы Лидии Кашиной находится школа (Земская школа), в которой учился Поэт.
Школа, где учился Поэт
Совсем незаметно наступил вечер. Пришла пора закругляться и возвращаться домой.
Поездка оставила приятное послевкусие, когда ожидание совпало с реальностью.
А главное, я нашла ответ для себя на вопрос о том, как же так получается, что у безграмотной женщины рождается гений, стихотворения которого являются мелодией души поколений.
И ответ совсем прост — только так и не иначе должно быть. Эти просторы, акварельная нега природы, до мелочей совершенная красота и гармония неба, реки и земли не могли не подарить нам рано или поздно гений в лице человека, который смог написать:
«Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.»